Это не шутка и не выдумка, в Москве в 1930- 1983 годах действительно передвигали дома, при этом даже не выселяя жильцов. Происходило это все в связи с перестройкой Москвы по новому плану. В 30-ые годы возникла насущная необходимость расширения центральных улиц столицы в вид, достойный городу-столице самого передового в мире государства.
Вот что писала газета "Известия" 27 сентября 1937 г.:
В Москве первый дом в советское время (по проекту и под руководством Э.М.Генделя) был передвинут на 25 метров в октябре 1935-го, всего за 25 (по другим сведениям - за 36) дней - "к ноябрьским праздникам". В Москве с Тверской улицы на 2-ю Брестскую переносили трамвайные пути с одновременной пробивкой проезда на Садовое кольцо. Работам мешала фидерная подстанция - небольшое двухэтажное здание весом всего в 320 тонн. Эту "пробную" передвижку выполнил Метрострой.
Рассказывать о всех перенесенных зданиях, не хватит всего форума. Хотелось остановится поконкретнее на одном - Бывшее Саввинское подворье (Здание весило 23000 тонн, и считается самым тяжёлым из всех перевезённых в мире)
Адрес до переезда: ул. Горького, 24, нынешний – Тверская, 6 стр.6. Столь значительная разница в цифрах связана не с длиной маршрута: дом переехал в глубину на 50 метров, а с тем, что на месте маленьких особнячков выросли современные монументальные здания.
По линии среза дома с фундамента были пробиты "дорожки", в которые завели мощные двухтавровые балки, впоследствии сваренные между собой. Таким образом, дом оказался в прочной стальной раме. Одновременно готовили территорию, по которой намечалось путешествие дома; подвал засыпали щебнем, чтобы установить там рельсы. Когда эти работы были выполнены, под стенами начали пробивать гнезда (отверстия), которые потом превращались в длинные коридоры под домом. Вначале пробили 12 таких коридоров. В них уложили шпалы на твердом бетонном основании, а затем и рельсовые пути. После этого на стальных катках по рельсовым путям были уложены ходовые двухтавровые балки, которые приварили к стальной раме. Дом оказался уже стоящим частью на стальных катках, а частью на фундаменте. Затем прорубили еще 12 коридоров и операцию повторили. После того как пробили третью очередь коридоров, дом сняли с фундамента, и он оказался на 2100 катках.
После укладки 36 рельсовых путей, монтажа лебедок и домкратов дом был готов к передвижке. Жильцы, зная, что их дом передвинут, волновались и просили предупредить о начале передвижки, чтобы успеть переселиться к родственникам. Но им указывали заведомо ложные сроки, и, как позднее вспоминал Э. Гендель, руководитель работ, делалось это сознательно. Ночью 4 марта 1939 г. в 2 часа 03 минуты 20-тонная лебедка плавно сняла дом и покатила его на новое место.
Очень многие, из перемещеных в то время, стоя и сейчас. Постройки все были отличного качества, да и новую основу для них делали очень хорошую. Хотя везло так не всем. Жильцы перемещенного дома, Бывшее Саввинское подворье, сообщали с горечью в 1939 г., что спустя полтора года после передвижки их дом так и не подключили к газовой сети. Следует отметить, что этому дому вообще не везло. Еще когда строили дом, а возводили его на топком болоте, засыпанном песком, здесь было много неприятностей. Не успели заложить фундамент, как он стал оседать и проваливаться. Забили мощные сваи, навезли еще многие кубометры земли, но и тогда строительство шло с большими приключениями.
А в 1967 г., в канун Нового года, здесь произошел взрыв. Трагедия случилась поздним вечером, когда москвичи уже спокойно укладывались спать. Со всего города примчались машины "скорой помощи", которые, погрузив раненых, с воем уносились прочь. Вовсю работали не только спасатели, медики и пожарные. Целые батальоны саперов, сменяя друг друга, голыми руками разбирали завалы. Чуть позже пришла мощная техника - краны, бульдозеры, самосвалы...