Городня, разместившаяся на левом берегу речки Городенки, - одно из самых древних поселений, ныне известных в Калужской области
В 1185 году Городня стала владениями Бориса, сына Юрия Долгорукого. В 1328 году, согласно духовной грамоте Ивана Калиты, село перешло во владения его старшему сыну вместе с Можайском. Затем окрестными властями владели бояре Хитрово, от которых в XVIII веке оно перешло к Голицыным. В 1812 году в Городне останавливался Наполеон. Ночью в доме местного ткача Кирсанова он принял судьбоносное для своей армии решение об отступлении из России (дом не сохранился).
Истинными хозяевами имения по праву считаются князья Голицыны, владевшие Городней с середины XVIII в. вплоть до 1917 г. Особую известность получила Наталья Петровна Голицына (урожд. графиня Чернышева (1741-1837). Она правила в Городне почти полвека и была весьма неординарным человеком.
Про Пиковую даму
«Усатая княгиня» - такое прозвище получила княгиня за обозначившиеся к глубокой старости усы. Она была внучкой заплечных дел мастера Ушакова с одной стороны и петровского денщика Чернышова - с другой. Муж ее, князь Голицын, имел весьма скромный военный чин бригадира и умер чуть ли не на полвека раньше нее. Она сама вела хозяйство, детям дала прекрасное образование. Ее сын Дмитрий Владимирович долгое время был московским генерал-губернатором.
Однажды в Зимнем дворце ей был представлен один из Чернышовых - правая рука Николая I при расправе над декабристами, ради корысти подведший под каторгу своего дальнего родственника Захара Григорьевича Чернышова. Наталья Петровна посмотрела на него как на пустое место и сказала: «Я знаю одного Чернышова, того, который в Сибири».
Ф. Толстой писал о ней: «Княгиня принимала всех, за исключением государя императора, сидя и не трогаясь с места. Возле ее кресла стоял кто-нибудь из ближних родственников и называл гостей, так как в последнее время княгиня плохо видела. Смотря по чину и знатности гостя княгиня или наклоняла только голову, или произносила несколько более или менее приветливых слов, и все посетители оставались, по-видимому, довольны».
Обессмертил ее в веках великий Пушкин. Он познакомился с Натальей Петровной на приеме в ее доме. Ввел Пушкина в ее дом его близкий знакомый Сергей Голицын, штабс-капитан, поэт-дилетант. Именно Сергей Голицын рассказал Пушкину о тайне трех карт, якобы услышанной от своей родственницы, княгини Натальи Петровны. Пушкин почувствовал в этом рассказе отличный сюжет для новеллы с увлекательными сценами, связанными с деньгами, азартом, проигрышем и фигурой старой графини в центре. Так Наталья Петровна стала прообразом графини в повести «Пиковая дама». И действительно, ее всю жизнь преследовала страсть к картам, в старости для нее были изготовлены большие специальные карты, чтобы лучше различать масть.
“Старая графиня сидела в своей уборной перед зеркалом. Три девушки окружали ее. Одна держала банку румян, другая коробку со шпильками, третья высокий чепец с лентами огненного цвета. Графиня не имела ни малейшего притязания на красоту давно увядшую, но сохраняла все привычки своей молодости, строго следовала модам семидесятых годов, и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад. У окошка сидела за пяльцами барышня, ее воспитанница” (А.С. Пушкин. “Пиковая дама”).
В дневнике 7 апреля 1834 года поэт записал: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся...».
Умерла Наталья Петровна в год гибели Пушкина, пережив его на несколько месяцев. Похоронена в Москве, в Донском монастыре.
Про усадьбу
Усадьба Городня отличалась от обычных помещичьих гнезд, она была скорее загородной виллой, куда на летние месяцы любила приезжать с семьей Наталья Петровна. Но дом был старый, и княгиня решила его перестроить. Нужен был талантливый архитектор. Помог случай.
Зять Голицыной Павел Строганов дружил с архитектором Андреем Воронихиным, автором Казанского собора в Петербурге. Усадьба в Братцево, построенная по его проекту, очень нравилась княгине.
Наталья Петровна так была поражена творением А. Н. Воронихина в Братцеве, что загорелась мечтой иметь такую же усадьбу в своём Калужском имении Городне.Тогда Павел пригласил Андрея Воронихина в Городню и попросил помочь княгине составить план будущего дома. Когда план был готов, его представили пред грозные очи заказчицы, и он получил одобрение.
Воронихин создает усадьбу в Городне по образу и подобию усадьбы Братцево, с таким же живописным ландшафтным парком. Стилем, архитектурой и пропорциями эта усадьба напоминала Братцевскую.
Однако калужская усадьба в Городне не была слепым подражанием . А. Н. Воронихин придает усадьбе больший объем и монументальность. В центре усадьбы архитектор помещает роскошный двухэтажный каменный дом изысканной архитектуры в стиле русского классицизма конца 18 века, с лепным гербом князей Голициных на центральном фронтоне.
Здание усадьбы было предназначено не для жилья, а для проведения в нем пиров, концертов, балов, а жили владельцы в двух ныне не сохранившихся флигелях.
Очевидно, что зодчий детально ознакомился с особенностями ландшафта. Для дома была отведена его наивысшая точка, так что, подъезжая к Городне, среди деревьев старого сада видна его зеленая вальмовая крыша… Дом здесь хоть и не велик, но играет в усадебном ансамбле главенствующую роль. Он замыкает собой центральную аллею французского парка, присутствует в ключевых видовых картинах, многократно открываясь из пейзажного парка, и отражаясь в водах большого пруда.
Воронихин создал проект в стиле классицизм, а непосредственным строительством руководил калужский губернский архитектор Ф.И.Писарев. Строительство дома закончилось в конце лета 1798 года.
Тем же летом княгиня Наталья писала своей дочери Софье Владимировне и зятю Павлу Александровичу Строганову в Марьино: «По моем приезде я нашла законченным одно крыло нового здания: оно производит самый прекрасный эффект, какой только возможен. Ну, спасибо от меня Андрэ, ведь это он составил для меня план».
24 августа в очередном письме она продолжила эту мысль: «Что касается меня, то я все время занята устройством своего дома, который очарователен, послезавтра я туда переселяюсь». Из этого письма видно, что дом стал жилым 26 августа 1798 года.
Он получился небольшим, прямоугольным в плане, очень простым по формам, изящным по пропорциям и рисунку. По сторонам его расположились небольшие флигели для служб, на воротах поставлены львы, при въезде - красивая чугунная решетка. Была построена и баня с дорийским портиком, в роще поставлен обелиск. Перед домом - парадный двор, скорее сквер с цветником и клумбами. Издавна в Городне было два сада - «один регулярный, другой с плодовитыми деревьями». Третий, пейзажный парк, был создан при строительстве нового дома.
В начале XX века главный дом Городни сдавался дачникам.
После революции усадьба была национализирована. А в феврале 1919 г. здесь образовалась первая в Калужской губернии крестьянская земледельческая коммуна. Встал вопрос: как ее назвать? «Городней»? Как-то несовременно, не по-советски. Назвали «Красным Городком». Название закрепилось и за населенным пунктом, таким оно и дошло до наших дней.
В 1934 году коммуна была реорганизована в колхоз с тем же названием. В войну (декабрь 1941 года) оккупанты, отступая, сожгли центральную усадьбу колхоза, в том числе и единственное вКалужской области воронихинское творение. После войны главный дом (только он один) был восстановлен, и в нем разместилась школа.
В 1970 году к «Красному Городку» был присоединен колхоз имени Карла Маркса (д.Ждамирово), объеденное хозяйство назвали именем В.И.Ленина. И в парке стоит памятник Ленину. В годы перестройки колхоз стал сельхозкооперативом «Нива», сейчас это успешное хозяйство. И школа, и хозяйство стараются поддерживать усадьбу в приличном состоянии.
Что сохранилось
От процветавшего некогда хозяйственного имения сохранилось множество построек. Почти все они располагаются вдоль подъездной дороги, в т.ч. старейшая из них – Успенская церковь.
«Церковь каменная с престолом во имя Успения Пресвятыя Богородицы» , в стиле барокко, строит в Городне с середины XVIII в. Но закрыли ее в 1929 году и приспособили под колхозную кузницу. Долгое время в ней был гараж, потом мастерские (сварочное отделение). Ныне на руинах церкви растут молодые березки, внутри все покрыто копотью. Церковное здание постепенно разрушается, алтарную часть пронзила расселина.
Сохранились двухэтажный главный дом и два руинированных официантских корпуса; остатки ворот (скульптуры львов над пилонами ворот утрачены) и ограды парадного двора; хозяйственные здания. Остатки регулярного липового парка и заросший пейзажный парк с нижним и верхним прудами конца 18 века до сих пор поражают своей красотой. О плодовом саде напоминает лишь улица Садовая в разросшемся селе.
Одноэтажные деревянные флигели, стоявшие по сторонам от главного дома, оранжерея, погреб, баня и малые архитектурные формы утрачены.