Памятник Левше появился в Туле более двух десятков лет назад...
Только его почти никто, кроме работников и гостей "Туламашзавода", не видел. Ибо изготовлен он был к 50-летию данного предприятия в 1989 г. и с тех пор стоял на площади Трудовой Славы завода.
Памятник сменил адрес прописки и с территории машиностроительного завода переместился в историческую часть города. Теперь знаменитый город оружейников, который увековечил в своем произведении Николай Лесков, получил зримое воплощение и своей литературной славы.
Прищурив глаз, мастер рассматривает только что подкованную блоху (сам же Левша по произведению блохи не подковывал, а изготавливал гвоздики). По осанке видно, что работой своей он доволен!
Два десятка лет назад, в преддверии 50-летия "Туламашзавода", на предприятии был объявлен конкурс на лучший проект скульптуры Левши. Победил "Левша" Бронислава Кривохина, который в то время был начальника отдела связи. По этому случаю самодеятельного скульптора отпустили в творческий отпуск на два месяца.
"Дали мне мастерскую на девятом этаже в строящемся доме. Девятый этаж, лифта нет. Гипс, воду таскал на девятый этаж! Я его делал два месяца без выходных, с утра и до ночи! Тяжело было, но душа пела", – вспоминает Бронислав Кривохин.
Конкретного описания внешности Левши в рассказе Лескова нет. Из литературного произведения известно только, что Левша был "косой, на щеке пятно родимое, а в висках волосья при ученье выдраны". Так у кого же скульптор позаимствовал внешность для своего произведения? "Я выбрал самого близкого мне человека – своего сына. Одевали ему парик, ленту повязывали, фартук", – рассказывает автор памятника.
Сейчас бригада литейщиков, которые отливали Левшу, не прочь подурачиться, а двадцать лет назад задача перед ними стояла совершенно новаторская и далеко не шуточная.
"Это первая такая работа, которая была связана с художественным литьем. Не просто деталь, которая в массовое производство идет", – говорит литейщик Александр Галактионов. "Кстати, на оригинале стоят мои инициалы, Цех №5 и год изготовления – 1989, кажется", – замечает литейщик Леонид Чепегин.
Очень напоминает мастера Левшу и его сотоварищей, которые на каждой блошиной подковинке свои имена подписали. У Левши Лескова был реальный прототип – мастер Тульского оружейного завода Алексей Сурнин, который в свое время был отправлен "для совершенствования в мастерстве" в Англию. Левша скульптора Кривохина, по первоначальной задумке, должен был стоять на ухнале – так называется гвоздь. Рядом с ним должен был находиться венок в форме подковы с надписью: "Слава тульским мастерам".
На гранях памятника – цитаты из произведений великих писателей: А.П. Чехова, И.Ф. Панькина, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова.
Вот одна из них:
"
По преданиям мужиков берёзового края, одна женщина - богатырь с давних пор и по сей день в своём колчане носит вместо стрел целый город с мастеровыми людьми.
Женщину зовут Россией, а город Тулой, где придерживаются такого завета: "Если стрелы говорят о себе в полёте, то мастера только творением рук".
И.Ф. Панькин («Легенды о мастере Тычке»).
Однако если копнуть глубже - можно сделать вывод, что частью памятника эти цитаты были не всегда. В первоначальном варианте они были другими.
Отрывок же из рассказа Панькина «Легенды о мастере Тычке» нашёл своё место совсем недалеко на огромном валуне.
Тульский писатель Иван Панькин написал “ Легенды о мастере Тычке”, рассказав о настоящем тульском оружейнике и тем самым реабилитировал тульского умельца, модернизировавшего (можно сказать из хулиганских побуждений) аглицкую пляшущую механическую игрушку, что та перестала функционировать. К тому же мастер Тычка был учителем Левши. Правда, этот персонаж почему-то незаслуженно забыт.
Печальным фактом является то, что очень многие (к сожалению это относится и к тулякам) принимают на веру утверждение яко бы - Левша и подковал блоху. Приведу отрывок из рассказа Лескова:
"...Стали все подходить и смотреть: блоха действительно была на все ноги подкована на настоящие подковы, а Левша доложил, что и это еще не все удивительное.
- Если бы,- говорит,- был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы,- говорит,- увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.
- И твое имя тут есть? - спросил государь.
- Никак нет,- отвечает Левша,- моего одного и нет.
- Почему же?
- А потому,- говорит,- что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты,- там уже никакой мелкоскоп взять не может".Н.С. Лесков - "Левша" ("Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе").
Коментарии к теме можно оставить здесь