Калуга - Орел - Тула / Приборный поиск

Объединенный Форум Кладоискателей

Немного о крестах

Список разделов KOTKLAD.RU | Форум кладоискателей Библиотека Литература Металлопластика

#1 Truba A. » 05.08.2014, 15:03

Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков
Изображение
Крест-корсунчик; XIII в. Материал: металл серебро, серпентин; техника: зернь, резьба по камню, скань, тиснение (басма)

Несмотря на обилие древних крестов, находящегося как в руках археологов, так и в различных коллекциях, связанный с ними пласт исторической науки практически не изучен. В обзорном очерке мы кратно расскажем о видах и типах древнерусских тельных крестов XI-XIII веков.


Не существует сколько-нибудь полного свода типов домонгольских тельных крестов XI-XIII веков. Более того, не выработаны даже четкие принципы классификации материала. Между тем существует множество публикаций, посвящённых этой теме. Условно их можно разделить на две группы: издания коллекций и статьи, посвящённые археологическим находкам. Образцом дореволюционной публикации тельных крестов, включающей в себя и предметы домонгольского времени, может служить знаменитое двухтомное издание коллекции Б.И. и В.Н. Ханенко, увидевшее свет в Киеве. Ныне, после почти столетнего перерыва, вышел целый ряд каталогов частных коллекций с разделами, посвящёнными крестам XI-XIII века: можно упомянуть «Тысячелетие креста» А.К. Станюковича, «Каталог средневековой мелкой пластики» А.А. Чудновца, публикацию коллекции вологодского собирателя Сурова, описание образцов домонгольской металлопластики одесского музея нумизматики. При всём различии научного качества описания, эти издания объединяет одно – случайность подбора описываемого материала и отсутствие классификационного принципа. Если второе связано с научной неразработанностью темы, то первое свидетельствует лишь об отсутствии серьёзных, репрезентативных собраний, которые могут быть предоставлены их владельцем для публикации. Стоит упомянуть также и работу Нечитайло «Каталог древнерусских нательных крестов X-XIII вв.», в которой автор пытается, хотя и не вполне удачно, систематизировать все известные ему типы домонгольских нательных крестов и крестовидных привесок. Работа эта страдает очевидной неполнотой и крайней субъективностью автора, относящего почему-то к тельным крестам крестовидные накладки и даже пуговицы, и включившего в свой каталог некоторое количество подделок. Можно надеется, что приятным исключением станет подготавливающийся ныне к печати каталог собрания тельных крестов XI-XIII вв. С.Н. Кутасова — обширность собрания предоставляет авторам широкие возможности для построения типологии домонгольских нательных крестов.

Статьи, посвящённые археологическим находкам, и в то же время не являющимися сводами таких находок, по своей природе не могут сколько-нибудь полного представления о типах крестов. В то же время именно они создают почву для правильной датировки предметов и помогают избежать курьёзных ситуаций, когда предметы XV века, а иногда и XVII-XVIII веков, не всегда даже являющиеся тельными крестами, описываются в каталогах частных коллекций как домонгольские кресты (пример тому – известное вологодское издание).

И, тем не менее, несмотря на имеющиеся проблемы, мы можем хотя бы в общих чертах охарактеризовать всё обилие известных на данный момент домонгольских крестов, выделив несколько больших групп предметов.

Изображение
Древнерусские нательные кресты с изображением Распятия, XI-XIII вв

К самой малочисленной группе относятся тельные кресты с изображениями. Если на энколпионах и тельных иконках XI-XIII веков спектр изображений достаточно обширен – мы находим изображения Иисуса, Богоматери, архангелов, святых, встречаются иногда многофигурные сцены – то на тельниках мы видим лишь изображение Распятия, иногда, с предстоящими. Пожалуй, единственным исключением является группа двусторонних крестов с изображением святых в медальонах. Существует также небольшая группа крестов — переливок с энколпионов. На данный момент опубликовано несколько десятков различных типов домонгольских крестов с изображением распятия. (Рис.1) За исключением нескольких основных, эти типы представлены достаточно малым количеством известных экземпляров.

Изображение
Рис.2 Домонгольские нательные кресты с изображением Распятия и Богоматери, XI-XIII вв

Редкость «сюжетных» тельных крестов на Руси в домонгольское время является вопросом, требующим разъяснения. На территории Византии, от Причерноморья до Ближнего Востока, кресты с изображениями – чаще всего Распятия или Богоматери Оранты – встречаются не реже, чем кресты орнаментальные, на Руси же в этот период мы видим совершенно иное соотношение встречаемости. Тельные кресты с изображением Богоматери, насколько нам известно, на Руси встречаются достаточно редко. (Рис.2) При этом нужно учитывать популярность тельных иконок и энколпионов с изображением Богоматери и святых, а так же тот факт, что среди типов крестов конца XIV в. – начала XVII в. преобладают кресты с фигурными изображениями.

Изображение
Рис.3 Древнерусские нательные кресты скандинавских типов, XI-XIII вв

Большинство домонгольских тельных крестов украшено орнаментами. К числу не орнаментальных, простейших с технической и художественной точки зрения могут быть отнесены лишь небольшие свинцовые кресты, датируемые началом XI века. Классификация орнаментальных крестов – задача непростая. Естественнее всего из основной массы выделяются типы со «скандинавским» и «византийским» орнаментом. На основе сличения с северным материалом можно выделить не более нескольких десятков «скандинавских типов», которые, однако, были достаточно широко распространены. (Рис.3) Ситуация с «византийским» орнаментом более сложная. На многих крестах, происходящих с византийской территории, можно видеть орнамент, состоящий из вдавленных в поверхность окружностей. (Рис.4)

Изображение
Рис.4 Византийские нательные кресты найденные на территории Древней Руси, XI-XIII вв

Существуют различные объяснения этого узора, наиболее известные из которых сводятся к тому, что перед нами либо схематичное изображение пяти ран Христовых, которое затем превратилось в элемент декора, либо это обережная символика, защищающая своего носителя от «злого глаза». На русских крестах, за исключением, одной, но достаточно многочисленный группы, такой орнамент встречается редко, но в то же время, он почти всегда украшает поверхность очень популярных славянских амулетов, изображающих «рысь», а так же амулетов-топориков, и встречается на щитках большой группы колец, влияние на тип которых со стороны византийских предметов личного благочестия представляется весьма сомнительным. Так что «византийским» этот орнамент может именоваться весьма условно, хотя с формальной стороны параллели между группой древнерусских и византийских крестов кажутся очевидными.

Изображение
Рис.5 Древнерусские нательные кресты с криновидным окончанием лопастей, XI-XIII вв.

Основная же масса орнаментальных украшений, едва ли не более 90 процентов, имеет исконно русское происхождение. Но прежде чем охарактеризовать их, необходимо обратить свой взгляд к самой форме крестов. Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Феномен этого многообразия требует исторического объяснения. Но прежде чем говорить об этом, необходимо хотя бы кратко описать наиболее характерные формы «ветвей» домонгольских тельных крестов. Естественнее всего было бы ожидать доминирование прямоконечной формы «ветвей», как это мы находим в Византии. Однако это не так – прямоконечная форма встречается относительно редко по сравнению с другими формами ветвей. Крестов «мальтийского типа», с «ветвями», расширяющимися к оконечности, которые были достаточно популярны в Византии, на Руси известно лишь несколько типов, и то достаточно редко встречаемых. Основную же массу составляют кресты, ветви которых завершаются «криновидным», то есть подобным цветку лилии окончанием. Было бы неверным утверждать, что такая форма «ветви» креста – чисто русская специфика. Эта форма встречается и в Византии, но в очень небольшом пропорциональном отношении к равноконечным крестам, и по преимуществу – на Балканах. (Рис.5)

Строго говоря, нельзя утверждать, что «криновидный» тип «ветвей» доминирует на тельных крестах XI-XIII веков в своём чистом виде. «Идеальный» криновидный тип охватывает, быть может, не более четверти от всех типов тельников этой эпохи. Однако принципиальное влияние «криновидной» формы на морфологию домонгольского креста-тельника мне представляется очевидным. Помимо «идеального» криновида мы находим следующие формы завершения «ветвей»: три точки, расположенные треугольником, треугольник, окружность с тремя точками с внешней стороны, бусина с тремя точками или одной, наконец, просто бусина или окружность. На первый взгляд округлое завершение «ветви» креста едва ли может быть сведено к криновидному, однако, если построить типологический ряд, с лёгкостью может быть видна морфологическая трансформация, превращающая криновид в окружие или в бусину.

Таким образом, выявляя доминирование криновидного типа «ветвей» креста, мы можем предположить, что и характер декора креста, который неотделим от его формы, будет определяться именно этой формой. Этим, по-видимому, и объясняется самобытность декора древнерусских тельных крестов.

Изображение
Рис.6 Древнерусские нательные крестовключенные подвески 11-13 вв.

Особую, и весьма многочисленную группу, составляют так называемые крестовидные привески. Их семантика до конца не ясна – в равной степени они содержат в своей форме элементы, как христианского креста, так и языческого амулета. Сложность в их отнесении к христианским предметам заключается ещё и в том, что мотив креста не чужд и язычеству. Когда мы видим переплетённые крестовидным образом овалы, четыре круга, соединённые крестовидным образом, ромб с шариками на конце или криновидную привеску, напоминающую формой крест, мы не можем с уверенностью утверждать, отразилось ли в такой композиции христианское влияние, или же это чисто языческая символика. На основании археологических находок можно лишь утверждать, что эти предметы бытовали в той же среде, что и кресты-тельники, что и даёт некоторые основания для рассмотрения их в контексте предметов личного благочестия, пусть и с некоторыми оговорками. (Рис.6)

Основным аргументом для разделения крестовидных привесок на «христианскую» и «языческую» группу (и то и другое обозначение условно) может служить наличие или же отсутствие многочисленных аналогичных предметов, происходящих с византийской территории. В случае с «крестовключёнными» привесками мы должны признать их в большей степени предметами христианской культуры, чем языческой, так как существуют многочисленные аналоги, происходящие со всей византийской территории, а в Херсоне этот тип, насколько можно судить, был одним из самых распространённых типов крестов-тельников. В то же время нельзя не заметить, что на подвесках этого типа практически все кресты, включённые в круг, имеют криновидные, или же близкие к криновидным завершения. Таким образом, даже в отношении этого типа, имеющего множество аналогий сред византийского материала, мы не можем говорить о полном заимствовании формы из Византии.

Изображение
Древнерусские крестовключенные лунницы VII-XIII вв

Интереснейшим примером языческо-христианского синтеза могут служить лунницы, включающие в себя крест. Зная множество дохристианских типов лунниц, можно без сомнения утверждать, что крест, возникший на некоторых типах линниц (впрочем, достаточно редких) – элемент чисто христианский, и является следствием возникшего «двоеверия» - то есть органического соединения языческих и христианских представлений в рамках единой модели мира. Хорошо известно, что «двоеверие» на Руси в пределах народной культуры сохранялось до самого позднего времени, и существование лунниц с крестом, которые должны быть включены как в своды домонгольских тельных крестов, так и языческих амулетов – ярчайшее его проявление. (Рис.7)
Параллельно очерченной мной семантической типологии крестов-тельников можно выделить и несколько типологических групп, основываясь на материале и технике изготовления крестов. У серьёзного историка, стремящегося к предметам «первого уровня», не может не возникнуть вопрос – а существуют ли золотые кресты-тельники? Предметы такие, конечно же, существовали, но, по-видимому, лишь в княжеском обиходе. Известны лишь единицы золотых крестов, происходящих с территории Руси. В то же время на территории Византии такие предметы не являются абсолютной редкостью. Тельные кресты из листового золота с полудрагоценными камнями встречаются как на западном антикварном рынке, так и в археологических отчётах, однако же полновесные золотые кресты кресты достаточно редки, и на Западе, так же как и в России, их практически невозможно встретить на антикварном рынке.

Серебряные тельные кресты XI-XIII веков представляют собой достаточно немногочисленную группу предметов. Основную их массу составляют небольшие кресты простых форм, с «ветвями», оканчивающимися бусинами, и достаточно крупные кресты со «скандинавским» орнаментом. Серебряные кресты необычных форм единичны. В археологических публикациях фигурируют погребальные кресты из листового серебра, но на практике они встречаются крайне редко.

Изображение
Древнерусские каменные тельные кресты, XI - XIII вв.

Отдельную группу составляют каменные тельные кресты. Их отличает простота формы, отсутствие резьбы. Лишь в некоторых случаях они обрамлены в серебряную оправу. В основном они сделаны из шифера, реже – из мрамора. Кресты из мрамора имеют византийское происхождение. Несмотря на то, что объективной редкостью они не являются – их часто находят во время раскопок на византийской территории - реально их не так много, что объясняется просто: они не могут быть найдены металлодетектором, и являются лишь случайной находкой.

Очень многочисленна группа эмалевых крестов. Стандартный «киевский» тип эмалевого креста относится к наиболее встречаемым типам домонгольских крестов. Разнообразие подтипов внутри общего типа простейшего эмалевого креста достаточно велико. Помимо самого базового разделения на два подтипа по количеству шариков, которыми заканчивается «ветвь», они различаются цветами эмали, а также декором оборотной стороны: если в большинстве своём эти кресты двухсторонние, то к более редкому типу могут быть отнесены односторонние кресты с гладкой оборотной стороной, с гравированным крестом на оборотной стороне или же с надписью, чаще всего нечитаемой из-за качества отливки.

Изображение
Рис.8 Домонгольские нательные кресты с выемчатыми эмалями, XI - XIII вв.

Помимо типа эмалевого креста с криновидными завершениями «ветвей», существует более редкий «прямоконечный» тип, и тип с закруглением на конце ветвей. К ним примыкает достаточно многочисленная группа крестов, или же крестовидных привесок очень необычных форм, не имеющей аналогов ни среди византийский, ни среду русских предметов. В качестве аналогии может быть приведён лишь крестовидный орнамент на достаточно многочисленной группе крупных домонгольских пуговиц, также украшенных эмалью. (Рис.8)

Изображение
Рис.9 Древнерусские нательные кресты с чернью, XI-XIII вв

Отдельную, достаточно немногочисленную группу составляют кресты, украшенные чернью. На данный момент нам известно не более десятка типов крестов с чернью, один из которых относительно распространён, остальные же — достаточно редки. (Рис.9)

Переходя к «технической» стороне описания интересующего нас материала, нельзя обойти молчанием два вопроса, волнующие любого заинтересованного человека, а именно: степень редкости предметов, к которым он обращает свой взгляд, и проблема подлинности этих предметов. Часто при общении с разного рода специалистами приходится слышать утверждение о том, что тот или иной домонгольский крест «уникален». Между тем опытный исследователь знает, что многочисленные кресты, помеченные в публикациях наивысшим знаком редкости, зачастую встречаются в десятках экземпляров. Дело здесь, конечно же, не в некомпетентности составителей подобных таблиц редкости, а в самой природе рассматриваемого нами изделия. За редким исключением, все тельные кресты изготавливались литьевым методом, что подразумевает наличие многих десятков, а иногда и сотен совершенно идентичных предметов. Мы знаем множество случаев повторной отливки, при которой качество изделия, конечно, может несколько ухудшатся, но сам тип, и даже его мелкие детали сохраняется. Насколько можно судить, кресты, по крайней мере, в домонгольское время, не переплавлялись, так что все экземпляры, попавшие в землю, ждут своего часа находки. Иными словами, действительно уникальный литой крест – явление почти невероятное. Практическая же редкость может объясняться просто: в отличие от Византии, где существовали большие центры массового литья, из которых кресты распространялись по всей территории империи, на Руси литьевые мастерские были рассредоточены по всей территории государства. Произведения этих локальных мастерских в большинстве своём не уходили за пределы своего изначально небольшого региона бытования, и в том случае, если место производства какого-либо необычного типа крестов ещё не найдено, он может рассматриваться как очень редкий, но едва лишь будет обнаружен центр производства, и поятся десятки одинаковых или схожих предметов. Иными словами, редкость медных крестов-тельников всегда относительно. Серебряные кресты объективно достаточно редки, но часто ввиду своей внешней не эффектности, малого размера и отсутствия интересного декора они не привлекают серьёзного внимания заинтересованных лиц. К сказанному можно добавить лишь, что наибольшую, хотя опять-таки относительную редкость могут представлять кресты необычной формы, имеющие необычное орнаментальное оформление, и тем более – мелкие разновидности.

Изображение
Древнерусские нательные кресты с перегородчатой эмалью XI-XII вв

Сколь бы кратким не был этот набросок типологического описания крестов тельников домонгольской эпохи, он ставит перед вдумчивым читателем целый ряд вопросов, принципиальных для понимания не только данной узкой темы, но и истории христианизации Руси в целом. Не может не поражать факт иконографической и типологической обособленности древнерусских крестов-тельников от византийских образцов. Византийская традиция, сформировав русский тип креста-энколпиона, фактически не затронула формирование типов крестов-тельников. Ранее, когда единственным источником обретения предметов металлопластики являлись археологические раскопки, бытовало широко распространено мнение, что энколпионы носились лишь представителями элиты. Сейчас, благодаря массовым находкам энколпионов на селищах, стала ясна неправомерность этого утверждения. Речь идёт не о разделении типов крестов – тельников и энколпионов – по «сословному принципу», но лишь о выделении двух принципиально различных типов носимых крестов: одни тип полностью ориентирован на византийские образцы, на привозные экземпляры из «культурной метрополии» (это кресты-энколпионы), другой же тип – то есть небольшие кресты-тельники – практически полностью ориентирован на местную, славянскую культуру.

Славянская культурная ориентация – это, прежде всего ориентация на язычество. Однако это ни в какой степени не означает противостояния язычества и христианства, скорее наоборот: крест как символ принадлежности к христианской общине, как предмет личного благочестия оказался наделённым народным сознанием амулетной семантикой. Крест-тельник получил совершенно иной смысл, чем тот, каким он обладал в Византии – наряду со славянскими лунницами, коньковыми привесками, амулетами- ложками, ключиками, топориками, он превратился в инструмент взаимодействия человека – своего хозяина – с силами внешнего мира. По-видимому, тельный крест имел охранительные функции – не случайно орнаментальное оформление домонгольских крестов, не имеющее соответствий среди византийского материала, находит множество параллелей в оформлении щитков перстней, имевших, бесспорно, охранительный смысл.

«Двоеверие» как один из основополагающих фактов русской культуры изучено ещё недостаточно хорошо, ввиду скудности источников, и здесь древнерусская металлопластика может являться одним из интереснейших и богатейших источников нового знания. Человек, обративший на неё свой взгляд, соприкасается с самой историей в её ещё нетронутом, ещё непознанном обличии, перед ним – предмет исследования, богатый и интересный, а что как не стремление к непознанному является той силой, что движет сердце и будит страсть увлеченного искателя истины?!

Автор: Кирилл Сергеев.
Не все то благо, к чему многие так жадно стремятся
Truba A. M
Автор темы, Администратор
Аватара
Возраст: 47
Откуда: Липецк
Репутация: 176 (+176/−0)
Сообщения: 751
Зарегистрирован: 12.09.2013
С нами: 10 лет 6 месяцев
Металлоискатель: E-Trac
Меня зовут: Александр
Откуда: Липецк

#2 Truba A. » 06.08.2014, 10:49

Никита бесогон - cвятой мученик Никита, изгоняющий беса, на крестах и иконках из Твери

Изображение
Святой мученик Никита, изгоняющий беса (Никита бесогон)

Среди находок, собранных в г. Твери на размываемых берегах рек Волги, Тверцы, Тьмаки, значительную группу составляют кресты с изображением святого мученика Никиты-бесогона. Подобные находки известны в Старице и ее округе, а также в Ржеве, Торжке и Белом Городке. Сюжет этот давно привлекал внимание исследователей.


И. Н. Четыркин и Н. Г. Добрыкин сделали по этой теме доклады на X археологическом съезде в г. Риге в 1К% г. И. Н. Окунева подробно рассмотрела иконы с изображением св. Никиты бесогона. По мнению ряда исследователей (А. В. Рындиной, С. В. Гнутовой), этот сюжет наиболее характерен для памятников новгородско-тверского круга ХIV-XVI ВВ.[3]. Восходит он к Новозаветному апокрифу "Сказание о Никитиных мучениях" (Житие св. муч. Никиты, Никитино мучение), список которого был впервые открыт А. Н. Пыпиным и издан графом Кушедевым-Безбородко [4].

"Сказание..." известно в нескольких списках на греческом и славянских языках. Датируются они ХII-ХVI вв. В настоящей работе использовался список л ХVI в. бывшего Румянцевского музея, опубликованный Н. Тихонравовым [5].
В нем содержится рассказ и Никите, сыне императора Максимиана. История его уверования в Бога, описание перенесенных им мучений за веру, искушение его бесом, рассказ о его смерти и посмертных чудесах.

События в апокрифе развиваются следующим образом: пять раз подвергали пыткам Никиту, требуя от него отречься и послужить богам "кумирским". Но за безграничную веру Бог провел его невредимым через все муки. Закованным бросили его в темницу. Тут явился ему дьявол В ангельских одеждах и, выдавая себя за посланника Божьего, начал уговаривать послужить богам "кумирским".

Весь в сомнениях мученик обратился с молитвой к Богу, дабы тот помог ему разобраться. И явился ему архангел Михаил, дав совет подвергнуть "Божьего посланника" испытанию. Что Никита и сделал: «…простре... руку свою, и наступи на шею его... и снем оковы, яже бяху на ноге его... я бьюще дьявола оковами». Дьяволу пришлось несладко, и он признался В своих черных замыслах (Поручение Сатаны). Таким образом Никита избавился от дьявольского соблазна и укрепил свою веру.

Изображение
Двухсторонние иконки-энколпии с изображением Никиты бесогона, XV-XVI вв.

Апокрифами в православии называются произведения церковного содержания, не признаваемые священными; рассматриваемый нами относится к Новозаветным. В своем отношении к ним РПЦ - прошла от их принятия (они пришли на Русь вместе с православием и были широко распространены) до полного запрещения, при этом часть их дозволялась для чтения, а часть попала в "Индекс" запрещенных книг уже в XVII в. Среди них мы и встречаем наше "Сказание... "

Почти за 600-летнее бытование сюжета о Никите он не оставался неизменным. В христианской культуре пошел процесс слияния всех демоноборцев (архангел Михаил, Исихаил, св. Дмитрий, св. муч. Никита Готский, св. муч. Никита) в единый образ победителя, символизирующий победу христианства над силою язычества (дьяволом) Выражалось это в отходе от буквальной иллюстрации текста апокрифа и приобретении демоноборцами ряда общих черт (одежда, положение и т, д.).

К настоящему времени удалось выявить более 140 носителей изображений св. муч. Никиты. Среди них: рельеф с Дмитровского собора во Владимире (1197 г.). иконы (ХVII-ХVIII вв.). фреска (1502 г.), многочисленные каменные и металлические иконки и кресты, а также деревянная скульптура из Московского Кремля (нач. XVII в.).

В данной работе анализируются кресты и иконки-образки, происхождение которых связано с Тверью и ее округой.

1. Кресты с изображением святого мученика Никиты бесогона

К настоящему времени известно 102 носителя. География находок довольно обширна: Калуга (7), Киев (4), Рязань (4), Смоленск (1). С тверским регионом связано 85 находок: Тверь (67), Старица (7), Белый Городок (5), Ржев (3), Торжок (1). Хранятся они в музеях Твери, Санкт-Петербурга и ряде частных коллекций.

Изображение
Кресты с изображением святого мученика Никиты-бесогона

Происходят кресты из подъемного материала в местах сильного разрушения культурного слоя (72), чаще всего это берег р. Волги и археологических раскопок (2).

Картографирование находок позволило выявить места их наибольшего скопления. Для Твери это Затьмацкий посад (район нового стадиона), единичные находки происходят из Кремля, Загородского и Затверецкого посадов и Барминовки. Кроме готовых изделий, среди рассматриваемых крестов 15 экз. не закончены изготовлением (у них не просверлено ушко, не спилены окалина и литики; есть по 2-3 креста, отлитые вчерне и соединенные между собой) или представляют собой брак (т. е. не долито ушко или один из концов). Они происходят из Затьмацкого посада (13 шт.) и Барминовской слободы (2 шт., дореволюционные сборы). С Затьмацким посадом связывают и находку целого комплекса вещей, по-видимому, из размытой мастерской меднолитейщика. Это 18 крестов (14 отлиты вчерне) и, кроме того, 2 небольших медных слитка (?). Найдены они были в XIX в. на берегу р. Волги против церкви св. Бориса и Глеба [6].

Кроме того, при археологических раскопках в Затьмацком посаде в 1990 г. (Е. В. Калинина и А. Н. Хохлов, раскоп N 7) было вскрыто несколько комплексов с отходами бронзо-литейного производства. Среди находок - бракованные крестики, фрагменты тиглей. Комплексы эти можно интерпретировать как остатки бронзо-литейной мастерской.

Изображение
Кресты с изображением святого мученика Никиты-бесогона

Три находки из Старицы происходят из слоя разрушающегося кладбища. По совместным находкам удельных монет их можно датировать ХIV-ХV вв. [7).

Находки из Белого Городка [5] тоже происходят из разрушающегося кладбища XVII в.4
Все рассматриваемые кресты с изображением Никиты-бесогона делятся на две большие группы: а) наперсные кресты (их носили поверх одежды) - наиболее крупные среди рассматриваемых (размеры: 88x58 мм, 48x30 мм, 27x17 мм). У нас их 10 экземпляров: Тверь - 6 Старица - 3, Торжок - 1. Изготовлены они, как правило, из сплавов и лишь один (из Торжка) - из кости.

Изображение св. муч. Никиты может находиться в центральной части креста, в нижней или на обороте. При многофигурной композиции помимо св. Никиты возможны и изображения Спаса Нерукотворного, св. Николы, Распятия, сюжеты 12 праздников.

По типологии эти кресты делятся на:

- четырехконечные с прямоугольными концами (7 шт.). Большей частью не
опубликованы. Впервые подобные кресты опубликовал А. К Жизневский, ошибочно датировав ХII-ХII вв. [6]. Современными исследователями они датируются ХIV-ХVI вв.

- четырехконечные с округлыми концами (3 шт.). По литературе известны
как псевдоэнколпионы московского типа. Датируются ХV-ХVI вв. [8].

б) нательные кресты. Имеют небольшие размеры: 22x15 мм, 22x11 мм (75 экз.). Изготовлены из медного и свинцово-оловянного сплава, биллона (?).

Изображение св. муч. Никиты (ввиду малого места, чаще всего условное) в центре. По бокам могут быть надписи: "НИКИ", "НИКИТА", "НИКИТИА". Основная масса происходит из Твери (66), также есть находки из Старицы (1), Белого Городка (5), Ржева (3). Кресты из Старицы и Белого Городка происходят из слоя разрушающегося кладбища.

Кресты-тельники могут быть как односторонние, так и двусторонние. На оборотной стороне чаще всего - охранная молитва к святому или животворящему кресту ("Кресту Твоему поклоняемся..."). Молитва, как правило, зашифрована в заглавных буквах (типа "ББББ" - "бич божий биеть бесы").

По типологии они делятся на:

- четырехконечные с прямоугольными концами. Найдены в Твери Ржеве, Старице по берегам р. Волги. Широко опубликованы А. К. Жизневским (датировал их ХVI-VII вв.), Н. Ф. Романченко (датировал ХIV-ХV вв.), В. Г. Пуцко (датировал XVI в.) [8].

- четырехконечные со скошенными боковыми сторонами (2 экз.). Размеры одного из них 22x10 мм (не публиковался).

- четырехконечный крест с расширяющимися лопастями (типа пушечного или австрийского). Размеры (16x12 мм - обломан). Подобной формы кресты известны в Южной Руси [9].

С крестами в русской культуре связан целый комплекс поверий. Они были широко распространены среди населения. Изготовляли их из золота, серебра, дерева, кости, разных металлических сплавов, но более всего из медных. Хоронили чаще всего с медными или деревянными крестами, серебряные и железные на покойника не надевали.

По преданию, наперсный крест с двумя (?) изображениями св. Никиты принадлежал Сергию Радонежскому (хранился впоследствии в Павло-Обнорском монастыре Вологодской губернии) [10].

Медные кресты даже в кон. XVI в. были весьма дороги и не всякому доступны, о чем мы находим упоминание в Житии преподобного Иринарха Ростовского (XVI в.) [11].

2. Образки и иконки с изображением святого мученика Никиты бесогона

К настоящему времени известны 33 носителя изображения. Более чем у половины географическая привязка невозможна из-за их происхождения из частных дореволюционных собраний.

С Москвой связывают порядка 20 носителей, с Рязанью - 4, с Брянском - 1, Ростовом - 1, Тверью - 6 и со Старицей - 1. Хранятся большей частью в музейных собраниях. Изготовлялись они из сланца с оправой в серебро, целиком из металла-серебра или медных сплавов.

Три сланцевые иконки связываются с Тверью предположительно, опираясь в основном на сюжет. Они прекрасно опубликованы [12], и разбирать их в данной работе не имеет смысла. Ограничимся лишь перечислением и датировкой:

1. Вознесение - Никита с бесом (ХIV-ХV ввТ).
2. Успение - Никита с бесом (ХIV-ХV вв.).
3. Христос Пантократор - Никита с бесом (ХIV-ХV вв.).

Имеются сведения о наличии в частной коллекции в Твери бронзовой с эмалями иконки с Никитой-бесогоном (старообрядческая пластика кон. XVII-XVIII вв.), а также о нахождении образка-тельника в Белом Городке и каменной иконки с Никитой в Кимрах в 60-70-х гг. XX в.5

Большой интерес вызывает иконка (образок-тельник) из Старицы. Автор находки датирует ее ХIV-ХV вв. (Н. Ф. Романченко) [7]. Аналогию ей удалось найти в Брянском музее (БОКМ, Инн. N 11381). Ее размеры 20x30 мм (старицкая - 23x25 мм),ушко граненое, святой в туникообразной одежде и плаще дубасит суковатой палкой (?) беса, наступив на него ногой. Происходит она из подъемного материала при археологических раскопках у с. Рябцево, датируется XVI в.6 Старицкая иконка найдена при одном из погребений кладбища ХIV-ХV вв. на берегу р. Волги, раскопанного Н. Ф. Романченко в 1896 г. [7].

Суммировав наблюдения над изображением св. муч. Никиты по этим двум группам находок, мы можем сделать следующие выводы

Бытование этого сюжета на Руси, насчитывающее около 600 лет, требует рассмотрения его путем выделения трех компонентов: а) изображение самого Никиты, б) изображение беса (дьявола), в) детали орнаментального изображения сюжета, положение Никиты и беса относительно друг друга, рассмотрим эти три компонента подробнее.

а) Никита изображается молодым (безбородым), средних или преклонных лет (согнутая спина, борода). Одежда св. мученика то короткополая (типа кафтана), перепоясанная, то длиннополая (типа монашеской рясы), в плаще или без него. Имеются изображения Никиты в латах и шлеме.

б) Бес (дьявол) почти всегда изображается в профиль, пытающимся вырваться из рук святого. Волосы у него вздыблены вверх в форме "колпака" (обычная прическа нечистой силы) Собственно за волосы святой его и держчт. Тело дьявола нагое, за спиной бессильно повисшие крылья, руки вытянуты вперед, в однойиз рук иногда жезл. Встречаются изображения беса в виде небольшого чертенка или чего-то похожего на короткокрылую курицу.

в) Сцена избиения беса мучеником может помещаться на фоне сложной архитектуры (темницы-?) Никита может бить беса как сидя, так и стоя, держа беса на весу или придавив одной ногой.

Учитывая датированные изображения Никиты на различных носителях и построив схему бытования сюжета максимально приближенного к тексту "Сказания..." до почти полной потери связи с ним, мы получаем возможность уточнения датировки (И. Н. Окунева, Т. В. Николаев) образов (изводов) св. мученика. У нас выделяется три тип а образов.

Изображение
Типы изображений святого Никиты-бесогона: первый тип (рис. 1-3)

1. Первый тип (рис. 1. 2, 3) наиболее близок к "Сказанию...". Святой а длинном одеянии сидит, привстает или стоит рядом со скамьей. Бес изображается человекоподобным. Снятой избивает его кандалами. Датировка – ХII-ХV вв. Носители: энколпионы (ХII в.), кресты наперсные (ХIV-ХV вв..), кресты-тельники (ХIV-ХV вв..), иконки (ХIV-ХV вв..).

Изображение
Типы изображений святого Никиты-бесогона: второй тип (рис. 4-10)

2. Второй тип (рис. 4-10). Никита стоит. Одежда св. мученика может сильно варьировать. Бес чаще всего зайце- или курицеподобный. Избивает его св. мученик то вервием, то цепью,то скалкой (?) или суковатой палкой (вальком). Связь со "Сказанием..." начинает теряться. Носители: иконки (ХV-ХVI вв.), кресты наперсные (ХV-ХVI вв.), кресты-тельники (ХV-ХVI вв.). Старообрядческие иконки (ХVIII-ХIХ вв.) сюда относятся как исключение (намеренная консервация древнерусских традиции).

Изображение
Типы изображений святого Никиты-бесогона: третий тип (рис. 11-14)

3. Третий тип (рис. 11-14). Изображение св. Никиты отличается большой условностью. Кроме того, наблюдается тенденция к слиянию образов всех демоноборцев в один. Святой может изображаться в воинском облачении. Дьявола (беса) он может поражать даже крестным знамением. Наблюдается почти полная потеря связи с текстом "Сказания..." Датируется тип XVII в. Носители: деревянная скульптура (нач. XVII в.), иконки (XVII-ХIХ вв.), иконопись (Калуга, XVII в.), крестики-тельники (XVII в.).

В заключение нужно подчеркнуть следующее:

- находки в Твери большого количества крестов (60%), общего числа изве-стных изделий такого рода полуфабрикатов и брака с изображениями святого мученика Никиты бесогона, зафиксированные остатки бронзолитейных мастерских, отсутствие находок подобных крестов в Новгороде - все это позволяет отнести памятники, приписываемые ранее новгородско-тверскому кругу, преимущественно к тверским древностям;

- находки наперсных крестов и тельников под Старой Рязанью [8], в Калуге, Киеве, Ржеве, а также иконок-тельников в Старице, Белом Городке и Брянской области можно считать произведениями тверского круга. А подобное широкое распространение находок (например, находка под Ст. Рязанью и др.) считать показателем развития торговых связей;

- бытование сюжета со святым мучеником Никитой имеет следующие временные границы: каменный рельеф на западной стене Дмитровского собора во Владимире (1197 г.) - старообрядческие иконки (ХVIII-ХIХ вв.). Период наибольшего распространения - 2-я пол. ХIV - 1-я пол. XVI вв.

Автор: Р.В. Хухарев
Не все то благо, к чему многие так жадно стремятся
Truba A. M
Автор темы, Администратор
Аватара
Возраст: 47
Откуда: Липецк
Репутация: 176 (+176/−0)
Сообщения: 751
Зарегистрирован: 12.09.2013
С нами: 10 лет 6 месяцев
Металлоискатель: E-Trac
Меня зовут: Александр
Откуда: Липецк

#3 wins32 » 08.10.2014, 22:55

долго думал и решил не создавать тему а до полнить эту надеюсь автор будет не против

Название, размер, вес, цена изделий литых крестов и икон
Нательные кресты

Каждый сорт крестов имел название креста мужской и женский.

1 сорт. Самые малые назывались младенческие. Мужской крест имел в длину 25 мм, в ширину 7 мм, вес 2 гр. Цена 1 коп. 1 шт. Женский в длину 25 мм, в ширину 8 мм.

2 сорт. Назывались детские. Мужской крест имел в длину 36 мм, в ширину 17 мм, вес - 4 гр. Цена 1½ коп. 1 шт. Женский крест детский имел в длину 36 мм, в ширину 18 мм, вес - 4 гр. Цена 1½ коп.

3 сорт. Средние. Мужской длина 41 мм, ширина 19 мм, вес - 6 гр. Цена 2½ коп. Женский длина 43 мм, ширина 25 мм, вес 6 гр. Цена 2½ коп. 1 шт.

4 сорт. Крупные. Мужской крест имел в длину 47 мм, в ширину 24 мм, вес 8 гр. Цена 3½ коп. 1 шт. Женский имел в длину 48 мм, ширину 26 мм, вес 8 гр. Цена 3½ коп. 1 шт.

5 сорт. Самые крупные назывались Казацкие, мужской имел размер в длину 52 мм, ширину 48 мм, вес 12 гр. Цена 5 коп. 1 шт. Женский имел длину 53 мм, ширину 50 мм, вес 12 гр. Цена 5 коп. 1 шт.

6 сорт. Цареградские. По размеру и весу и цене одинаковы, как крупные и казацкие, только фасона и композиции другой.

Иконы

(обычно были размером от 2 до 9 вершков)

1. Иконы литые самые малые назывались полувершковые, размер имели в длину 30 мм, ширину 28 мм, вес Цена - 25 коп.

2. Вершковые иконы в длину около 60 мм, ширину 50 мм. Цена от 40 до 50 коп. за штуку (их называли иконы-листоушки).

3. Двухвершковые - размер в длину около 120 мм, ширину 100 мм. Цена от 80 коп. до 1 руб. за 1 шт.

4. Трехвершковые - размер около в длину 180 мм, ширину 140 мм. Цена за штуку - от 1 руб. 30 коп до 1 руб. 50 коп.

Иконы складни

состоят из 4-х половинок, которые складывались посредством шарниров с изображением религиозных праздников. Размер в длину около 180 мм, ширину 50 мм. Цена 8 руб. за складни. Были складни и менее размером.

Складни, состоящие из 3-х пластин, называемые Деисус, с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя. Разных размеров от 2-х вершковых до 3-х вершковых. Цена от 3 руб. малые и большие до 8 руб. за складни.

Отливались также наугольники с изображением евангелистов, а также в центре евангелия средник с изображением религиозного праздника воскресения или распятия с мироносицами. Размер угольника ширина 75 мм, длина 90 мм

Средник имел размер в длину 130 мм, в ширину 120 мм. Цена за комплект 4 угольника и один средник - 6 руб.

Кресты распятия

Они отливалися от двухвершковых до 9 вершков по цене от 1 руб. до 5 руб.

Все изделия, как кресты нательные, иконы и распятия, делали с эмалью и без эмали, смотря по заказу. Цена с эмалью была дороже примерно копеек на 25-30 в штуке.

Надо добавить, что икон и распятий вырабатывалось меньше, чем нательных крестов. Количество нательных крестов вырабатывалось в весе в один месяц примерно 6-7 пудов.

Материалы для изделий

Все изделия вырабатывались из латуни. Латунь - сплав цинка с медью: 33% цинка, остальное - медь. Это чистый сплав. Он годен для прокатки. Если содержание цинка будет больше 33%, то сплав делается хрупким.

Некоторые изделия отливались из бронзы. Это производилось в зависимости от купленного лома (металла), а специально сплав бронзы не делали. Сплав бронзы состоит из меди и олова (до 15%). Смешанный лом металла латуни и бронзы отец покупал в Костроме у торговца Шарбера.

Иногда по заказу нательные кресты отливались из серебра, таких изделий вырабатывалось за год фунтов примерно 5, не более (около 1000 штук). Цена за работу серебряных крестов была фунт крестов 10 руб.
Кто хочет - тот добьется,
Кто ищет - тот всегда найдет!
wins32 M
Рубль
Аватара
Возраст: 40
Репутация: 93 (+95/−2)
Сообщения: 706
Зарегистрирован: 11.02.2014
С нами: 10 лет 1 месяц
Металлоискатель: Fortuna-M
Меня зовут: Denis
Откуда: Калуга

#4 Truba A. » 09.10.2014, 08:19

картинок только не хватает :insane:
Не все то благо, к чему многие так жадно стремятся
Truba A. M
Автор темы, Администратор
Аватара
Возраст: 47
Откуда: Липецк
Репутация: 176 (+176/−0)
Сообщения: 751
Зарегистрирован: 12.09.2013
С нами: 10 лет 6 месяцев
Металлоискатель: E-Trac
Меня зовут: Александр
Откуда: Липецк

#5 Tal9lmbra » 09.10.2014, 08:44

спасибо за тему очень интересно :clap:
Tal9lmbra M
Денга
Аватара
Возраст: 42
Откуда: Орёл
Репутация: 22 (+22/−0)
Сообщения: 71
Зарегистрирован: 24.08.2014
С нами: 9 лет 7 месяцев
Металлоискатель: X-TERRA 305
Меня зовут: Анатолик
Откуда: Орёл

#6 deman1313 » 09.10.2014, 14:02

Увлекло!!!! :clap: :clap: :clap:
deman1313 M
Четвертак
Аватара
Возраст: 50
Откуда: Орел
Репутация: 263 (+263/−0)
Сообщения: 628
Зарегистрирован: 20.08.2014
С нами: 9 лет 7 месяцев
Металлоискатель: Эквинокс 800
Меня зовут: Дмитрий
Откуда: ОРЕЛ

Название раздела: Металлопластика

Быстрый ответ


Этот вопрос предназначен для предотвращения автоматической отправки форм спам-ботами.
:hi: :smile: :wink: :twisted: :sad: :evil: :smoke: :eh: :eek: :fie: :silenced: :razz: :oops: :help: :spy: :insane: :biggrin: :toothless: :ill: :nervious: :weirdface: :pray: :clap: :think: :boxing: :cyclop: :rambo: :zombie: :cry: :search: :kop: :zakop: :win: :klad: :sunduk: :shmurdyak: :facepalm: :bayan: :hurray: :alco: :hands: :ded: :beer: :idea: :no: :yes: :lol: :cranky: :mad: :dance: :drunk: :angel: :super: :kettle: :protest:

   

Вернуться в Металлопластика

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя

cron